Уйти в айтишники из гуманитариев: возможно?

ИТ-специалисты — баловни кадрового рынка. Не они гоняются за работодателями, а работодатели за ними. Их средняя зарплата выше, чем в других профобластях. И «из каждого утюга» нам твердят, что за ними будущее. Неудивительно, что у тех, кто недоволен своей нынешней профессией, может возникнуть идея: не пойти ли в айтишники?

Одно дело, если такая мысль посетит человека с базовым физико-математическим или инженерным образованием. И совсем другое дело, если ИТ-мир манит гуманитария или, например, биолога, химика. Возможна ли такая кардинальная смена сферы деятельности или попытка будет напрасной тратой времени и сил, потому что принесет одно разочарование?

Мы нашли двух фронтенд-разработчиков, один из которых попал в ИТ с дипломом историка, другой, точнее, другая — с дипломом почвоведа. Они согласились поделиться историями о том, как это было.

Журналистика, история и тройка по математике

Ян Бродецкий работает фронтенд-разработчиком в крупной компании. В профессии он пять лет. До того как попасть в эту среду, он успел побыть журналистом и защитить кандидатскую диссертацию по истории. По его словам, профессионалы, которые пришли в ИТ из других сфер, — вполне обычная история:

По словам Яна, несколько лет назад прийти в ИТ из других профессиональных сфер было проще, чем сейчас. Конкретно во фронтенде для старта требовалось меньше знаний. Сейчас найти работу на начальном уровне стало сложнее, хотя кадровый голод по-прежнему чудовищный. Но все-таки, по мнению Яна, тем, кто хочет сменить работу, достаточно поверить в себя и проявить настойчивость — это все-таки ремесло, а не наука.

Почвоведение и бизнес-консалтинг

В сфере информационных технологий много специальностей и направлений. Порог входа различается в зависимости от компании и проекта. Валерия Токарева училась на почвоведа, работала в бизнес-консалтинге, а сейчас занимается фронтенд-разработкой. Двухмесячные курсы вряд ли сделают из вас разработчика, но умений уже может быть достаточно для выполнения несложных задач, считает она:

Путь в разработчики занял около трех лет. В 2013 году Валерия стала учиться самостоятельно, а в начале 2016 года получила приглашение на первую работу по этому профилю. Училась по всем доступным источникам: смотрела бесплатные и платные онлайн-курсы и видеоуроки на YouTube, читала учебники и статьи на Хабре. «Самообразование, с одной стороны, дает гибкость в выборе предметов для изучения, но, с другой стороны, поначалу сложно сориентироваться в обилии направлений, технологий и учебников», — говорит Валерия.

Принять решение или выбрать подходящий курс можно с помощью друзей и знакомых, которые уже работают в сфере ИТ или продвинулись в самообразовании дальше, чем вы. Если в ближайшем окружении таких людей не оказалось, стоит проверить более дальние связи — возможно, кто-то из бывших одноклассников или коллег с прошлых мест работы переквалифицировался в программисты. С учетом популярности сферы это вполне возможно.

«Есть много споров о том, каким должен быть первый язык программирования. Одно из мнений, что нужно выбирать тот язык, в котором разбирается твой хороший друг, — делится Валерия. — Определиться с выбором направления мне помог человек, который уже прошел через процесс смены профессии и стал фронтенд-разработчиком. Он посоветовал мне остановиться на фронтенде и помогал с учебой на первых порах.

Я думала, на меня будут косо смотреть, когда увидят резюме человека старше 25 лет без профильного образования, претендующего на джуниорские позиции. Но знакомый сказал: «Всем всё равно, какой у тебя бэкграунд и сколько тебе лет — работодателя волнует только, что ты умеешь и готова ли ты решать его задачи». Всё равно иногда накатывает «синдром самозванца». Тут у меня всё просто: учиться как можно больше и получать как можно больше разнообразного опыта».

Склад ума имеет значение

Возможно, противопоставление гуманитарного и «технарского» склада ума — действительно миф, но нетрудно заметить в историях наших героев одну общую деталь. Оба они с юности имели склонность и интерес к ИТ-профессии, просто сначала пошли в другом направлении. Возможно, бывают и такие истории, когда в ИТ успешно переходят абсолютно с нуля люди, никогда раньше этой сферой не интересовавшиеся — «чистые гуманитарии» — правда, мы таких героев найти не смогли, как ни старались.

«Лично я не знаком с такими людьми, которые никогда не интересовались компьютерами, отучились по какому-нибудь чисто гуманитарному направлению и потом вдруг пришли в ИТ, — разделяет это сомнение Геннадий Береговский, директор по информационным технологиям HeadHunter. — Сомневаюсь, что это в принципе возможно. Объясню почему: дело не в образовании как таковом, а в складе ума. Я уверен, что склонность к точным и естественным наукам определяется физиологией, то есть строением мозга. Айтишнику необходимо такое мышление, которое двигает людей в техническое или естественно-научное образование. Например, физик может стать хорошим айтишником, а, к примеру, филолог — вряд ли. Это не значит, что филолог хуже физика — просто у них разный склад ума, ориентированный на разные типы задач.

Обычно в технические вузы идут те, кто с детства интересуется «железками» или естественно-научными дисциплинами, у кого с детства всё хорошо с математикой, физикой, химией. То есть выбор образования определяется складом ума, а не наоборот. Именно поэтому трудно представить себе человека, который всегда был далек от математики, физики, техники, получил гуманитарное образование, а потом вдруг стал айтишником. Такое «превращение» потребовало бы не просто получения второго образования, а изменения склада ума, что невозможно.

Другое дело, если кто-то с детства увлекался техническим направлением, сам понемножку учился программировать в качестве хобби, но почему-то — например, потому, что родители настояли — оказался в гуманитарном вузе, а потом все-таки пришел в ИТ. Тогда это изначально более близкая ему сфера. Сам я таких историй не встречал, но допускаю, что теоретически они возможны.

А вот успешные переходы наоборот — из технической и естественно-научной сферы в гуманитарную — возможны и не так уж редки в жизни. Например, человек с техническим образованием вполне может потом переучиться на юриста и стать хорошим профессионалом. Склонность к точным наукам вкупе с техническим образованием формирует системное мышление, благодаря которому потом можно заниматься чем угодно».

Чем больше амбиций, тем больше придется работать и учиться

Допустим, у вас тот самый случай, когда шанс на успешный переход в ИТ есть, — сколько времени и усилий вам потребуется?

Это будет зависеть от многих факторов. Начнем с того, что «ИТ-профессии» — очень обобщенное понятие, на самом деле у айтишников много специализаций, которые требуют разной квалификации и глубины знаний. Некоторые профессии потребуют глубокого погружения в математику и анализ. Например, для перехода в дата-аналитику вряд ли хватит пары месяцев. «Специалистам совсем из другой области может потребоваться и не один год», — говорит Валерия Токарева.

Кроме того, имеет значение масштаб проекта, в котором вы будете поначалу работать. «Можно хотеть стать продакт-менеджером в локальной студии в своем городе. Или поставить себе цель когда-нибудь попасть на работу в Google. Профессия одна, а знания потребуются разные. Могу предположить, что для разработчика понадобятся знания в объеме пяти лет стандартного академического курса», — объясняет Валерия.

Кроме технических знаний, важны и так называемые мягкие навыки (soft skills). «Важнее всего адекватность и человечность. Айтишный мир маленький, все друг друга знают и могут многое обсуждать между собой. Очень ценится отсутствие навязчивости. Все, конечно, зависит от коллектива и культуры, но чаще всего примерно так», — говорит Ян Бродецкий.

Как понять, есть ли у вас потенциал для работы в ИТ, если вы никогда не соприкасались с этой сферой? Попробуйте пройти тест по Профориентации. Он, в частности, покажет, насколько сильные или, наоборот, слабые у вас склонности к аналитической, технологической и инновационной работе — той, из которой и состоит ИТ-функция.